Плодородный слой почвы можно защищать полимерами

Олег Абарников 04.02.2016 в 08:03

Томские учёные разработали новый метод защиты почвы

Учёные из Биологического института Томского государственного университета разработали новый метод защиты плодородного слоя почвы на сельхозугодьях. Они предлагают обрабатывать землю раствором полимера, что позволит не только защитить почву от разрушения, но и повысить продуктивность пахотных земель.

В качестве полимера используется криогель на основе водного раствора химически инертного и биологически нейтрального полимера. Раствор был создан учёными из Института химии нефти Томского научного центра СО РАН.

В мае 2015 года учёные на территории научной базы ТГУ «Колодезный» обработали раствором полимера несколько участков, которые подвергаются дефляции — разрушению рыхлых горных пород и почв под действием ветра. Затем экспериментальные площадки засеяли травяной смесью и высадили саженцы кедра.

«Работы выполнялись при минусовой температуре, поскольку нужная структура криогеля образуется после цикла замораживания-оттаивания. Будучи нанесённым на верхний слой, криогель связывает дисперсные частицы почвы в матрицу. Созданная таким образом структура обладает достаточной механической прочностью, чтобы противостоять эрозионным процессам и упругостью, но не препятствовать прорастанию семян растений», — приводят «Вести. Наука» слова и. о. заведующего кафедрой почвоведения и экологии почв БИ ТГУ Олега Мерзлякова.

Эта технология безопасна для почвы и микроорганизмов, добавил учёный. «Уже по первым результатам мы видим увеличение активности почвенных микроорганизмов за счёт улучшения водно-воздушных свойств почв. „Дыхание“ почвы улучшается. Какого-то спада активности по сравнению с необработанными почвами не наблюдается, а в некоторых случаях она даже увеличивается».

Пока неизвестно, сколько лет такой полимер будет «помогать» почве. Зато исследователи уже выявили устойчивость полимера к различным техногенным воздействиям. «У нас пожары были в Хакасии, мы думали, что он (полимер) выгорит весь, но он оказался достаточно устойчив к техногенным нагрузкам. Поэтому трудно сказать, как внешние условия повлияют на него. Мы будем за этим следить», — отмечает Мерзляков.