Исследователи установили, что имидаклоприд не несёт большого риска для пчёл в Канаде

Олег Абарников 26.01.2016 в 13:20

PMRA пришло к выводу, что неоникотиноидный инсектицид имидаклоприд при использовании для томатов и клубники несёт низкий или нулевой риск

Канадское федеральное агентство по борьбе с сельскохозяйственными вредителями (PMRA) определило потенциальный риск для пчёл при некоторых почвенных применениях неоникотиноидного инсектицида имидаклоприда. Специалисты пришли к выводу, что для томатов и клубники его использование несёт низкий или нулевой риск по сравнению с другими применениями.

Сведения получены при предварительной оценке опылителей в рамках переоценки имидаклоприда. Оценка была проведена в сотрудничестве с Агентством США по охране окружающей среды (US EPA) и Департаментом ЕРА Калифорнии по регулированию пестицидов.

PMRA запросило дополнительные данные по регистрации имидаклоприда, которые должны быть представлены в декабре. Тем временем, агентство провело предварительную оценку применения инсектицида как внекорневого, почвенного, так и при обработке семян. Окончательная оценка опылителей будет рассматривать все виды использования имидаклоприда и методов его применения. Предварительная оценка будет проведена в течение двух месяцев, начиная с 18 января.

Оценка результатов внесения инсектицида в почву включала информацию об его остатках в пыльце, нектаре или цветах для различных культур, характерных для Канады, и при различных нормах внесения. Потенциальный риск варьировался для урожая, типа почвы, применения в сроки соответствующего периода цветения и выборки остатка по отношению к дате заявленного срока, отмечает PMRA. По ходу исследования выяснилось, что текущие характеристики показывают уменьшение риска при использовании в дёрне. Полевые исследования, как ожидается, будут доступны в этом году и помогут дальнейшему формированию оценки.

Потенциальный риск не выявлен для таких культур, как дыня, тыква и черника. Минимальный риск ожидается для культур, привлекательных для пчёл в других зарегистрированных группах растений, таких как бобовые и травы. Потенциальный риск не найден для культур, участвующих в севообороте или растущих вне поля, для кормовых растений, привлекательных для пчёл.

Для случаев внекорневого внесения инсектицида была доступна информация об остатках в пыльце и нектаре, но исследование остатка обычно проводят при более высоких нормах внесения, чем есть в Канаде или же на тех культурах, которые вовсе не выращиваются в этой стране. Потенциальный риск для пчёл был рассмотрен на привлекательных для них культурах. Соответственно, перед цветением, во время цветения и в тех случаях, когда внесение осуществлялось после цветения. Тем не менее, нынешние данные указывают на минимизацию потенциального риска. Внесение удобрения перед цветением запрещено в некоторых случах, в том числе, для садовых культур, указывает PMRA.

Отсутствие потенциального риска для пчёл было выявлено и при использовании инсектицида для обработки семян. В растениеводстве уровни остатков пыльцы и нектара, как правило, ниже ожидаемых уровней, представляющих опасность для пчёл на индивидуальном уровне и для всей популяции насекомых.

Также рассматривались пути воздействия пыли, образующейся во время посадки обработанных семян. Пыль, образующаяся при посадке обработанных неоникотиноидным инсектицидом кукурузы и семян сои, ранее вызывала озабоченность в Канаде. В 2014 году были предприняты меры по снижению риска этого воздействия. Посадка других видов семян в Канаде не связана с пылеобразованием или вредом для опылителей, отмечает PMRA.

Информация о местных (кроме Apis) пчёлах рассмотрена и учтена в предварительной оценке риска. Имеющаяся информация о влиянии имидаклоприда по отдельным видам пчёл предполагает, что токсичность для пчёл (кроме Apis) похожа на такую же, что и у медоносных пчёл. Исследования уровня питания колоний позволяют предполагать, что шмели могут быть более чувствительны к воздействию имидаклоприда, чем медоносные пчелы. Тем не менее, существует неопределённость относительно того, что наблюдаемые эффекты в таких исследованиях будут представлять реальные жизненные данные о колонии. Недавнее исследование ещё не включено при оценке.

Оценки риска для опылителей также проводятся для неоникотиноидных инсектицидов клотианидина и тиаметоксама. Предварительные результаты должен быть представлены в декабре 2016 года, а итоговые оценки ожидаются в декабре 2017 года.

Оценка стоимости

Между тем, PMRA провело оценку стоимости клотианидина и тиаметоксама при обработке семян кукурузы и сои, как части общего процесса переоценки. В 2013 году практически все посадки кукурузы в Канаде обрабатывали либо тиаметоксамом, либо клотианидином, а половину семян сои обрабатывали тиаметоксамом. До 2013 года было очень мало сообщений об использовании имидаклоприда на этих культурах.

PMRA пришло к выводу, что неоникотиноидная обработка семян инсектицидами даёт положительный экономический эффект в производстве канадской кукурузы, с различной пользой для различных провинций. В частности, это экономически выгодно в отрасли по дроблению сои в провинциях Манитоба и Онтарио, а также для сохранения пищевой соевой индустрии в Онтарио. Необходимость инсектицидной обработки семян сильно зависит от необходимости борьбы с вредителями и стоимости таких процедур, что может быть существенным для пострадавших фермеров, отмечает агентство.

PMRA оценивает стоимость неоникотиноидной обработки семян в национальной промышленности кукурузы примерно в 74,2-83,3 млн канадских долларов (52,5-58,9 млн долларов США) или приблизительно 3,2-3,6 % стоимости национальной фермерской прибыли от кукурузы в 2013 году.

Значительная часть от этих преимуществ, по-видимому, была реализована в Онтарио, и изменялась в зависимости от типа выращенной кукурузы. В Манитобе обработка семян принесла доход для промышленности кормовой кукурузы на сумму, примерно равную 210 тыс. — 1,4 млн канадских долларов (148,5 тыс. — 1 млн долларов США). Что касается производства кукурузы, то доход в Манитобе варьируется от 100 тыс. до 3,5 млн канадских долларов (70,7 тыс. — 2,5 млн долларов США). В остальных провинциях затраты на обработку семян превысили доходы от урожая или информация не была доступна.

Выгода для национальной соевой индустрии оценивается примерно в 37,3-51 млн канадских долларов (26,4-36,1 млн долл. США) или приблизительно в 1,5-2,1 % от стоимости национальной фермерской прибыли. Эта экономическая выгода, в первую очередь, проявляется в Манитобе и Онтарио. Во всех других провинциях затраты на обработку семян превысили прибыль от урожая или информация не была доступна.

PMRA ищет дополнительную информацию для завершения своей оценки стоимости, которая открыта для общественного обсуждения до 6 марта 2016 года.

Автор: Энди Бир, перевод: Елена Раева