Повышение урожайности при дефиците влаги. Австралийский опыт

Лариса Южанинова 13.05.2019 в 12:37

Фермер Питер Теасдейл и его семья уже несколько поколений занимаются сельским хозяйством в городке Рупаньяп, штат Западная Виктория. В последние годы Питер внимательно следит за погодными изменениями в родной для него местности и вырабатывает собственную методику выращивания большего урожай в условиях меньшего количества осадков.

Понимать и предугадывать погоду

Питер заметил, что за последние 16 лет климат региона изменился. В первые годы наблюдений характер изменений был менее критичный, и количество бедствий было меньшим. Самой важной проблемой 10-12 лет назад на ферме было заболачивание. Посевные площади в те годы были полностью освоены и хорошо обработаны.

В последние годы Питер сосредоточил свое внимание на применение фермерских методик, позволяющих ему уверенно выращивать продукты при снижающемся количестве дождей. Главная идея - снизить зависимость результатов своей фермерской деятельности от капризов погоды, независимо от того, вызваны ли эти капризы деятельностью человека или очередным «сухим» природным циклом.

Питер полагает, что понимание сезонных факторов климата может помочь ему в принятии тактически правильных решений на ферме. Очевидные сезонные погодные факторы, такие как Эль-Ниньо и Субтропический хребет, являются для Питера хорошими показателями того, что можно ожидать в предстоящем сезоне. Поэтому Питер очень внимательно изучает диаграммы температуры поверхности моря. Занимается он этим, чтобы знать, откуда могут прийти дожди. Ему, в частности, необходимо выявить контраст температур по всей поверхности моря, чтобы оценить перспективы приближения дождя. Как он говорит об этом, что «море должно быть теплым в нужном месте». Питер использует и другие источники информации, чтобы быть в курсе состояния сезонного климата. Он пользуется данными веб-сайта Бюро метеорологии, обзорами Weatherzone (крупнейшей коммерческой метеорологической организацией в Австралии), а также прогнозами погоды местных радиостанций на 7 и 14 дней.

Нулевая технология и точность в обработке почвы

Интерес к нулевой технологии у австралийского фермера начался с осмотра полей соседа. Соседский урожай чечевицы оказался лучшим в округе по результатам года. Питер не стал бездумно рисковать с внедрением незнакомой тогда технологии, а сначала присоединился к местной ассоциации фермеров, чтобы получить дополнительную информацию. Он прошел предварительное обучение новым приемам земледелия, которые основаны на отказе от вспашки. Система нулевой обработки почвы стала еще одним способом повысить урожайность в условиях снижения доступности воды. Фермер предпочел эту технологию другим методам обработки земли, которые, по его мнению, не обладали лучшей способностью сохранять влагу, получаемую почвой в виде осадков.

В 2009 году фермерский бизнес Питера поднялся на новую степень - он переоборудовал и модифицировал свои машины, установив систему контролируемого трафика. Сейчас Питер подтверждает, что системы точного земледелия делают возможным после уборки одного урожая новый высаживать между рядами стерни. Удерживающая стерня защищает почву от ветра, который был бы способен вытянуть много влаги из земли. Питер заметил, что после осадков на уровне 20 миллиметров, посевы, не расположенные между рядами, высыхали намного быстрее. Конечно, налаживание сложной системы контроля потребовало дополнительных затрат. Но эти затраты окупаются.

Новое в практике хозяйствования

Питер говорит, что беспахотная обработка почвы и система точного земледелия, возможно и не дадут ему максимальную отдачу, но он уверен, что структура почвы всегда будет неизменно хорошей и биота достаточно насыщенной. Возможно, он не сможет получить самый богатый урожай в округе, но условия для получения стабильно хорошего урожая будут самыми благоприятными. В результате он выращивает чечевицу или другие культуры между рядами зерновых, когда другие фермеры не в состоянии делать что-либо подобное.

Питер спокойно признает, что климатические сюрпризы в последнее время нередки, но это не самое неприятное обстоятельство. Важно, чтобы в зернохранилище присутствовал хотя бы небольшой запас зерна. Поэтому «стратегический» запас зерна он хранит самостоятельно в своем хозяйстве. Оценивая свой накопившийся опыт, фермер заключает, что скептики ошибаются, и изменения климата не настолько катастрофичны. Климатическая нормальность, по его наблюдениям, все-таки возвращается.

Питер и другие австралийские фермеры, владеющие обширными и развитыми хозяйствами, постепенно адаптируют свои хозяйственные структуры к различным проблемам внешнего мира, с которыми они сталкиваются. Их осмысление и опыт помогут другим фермерам определить пути преобразований, подходящих именно для их ситуации.

Вот основные решения, которые уже применяют австралийские фермеры:

  • изменения сорта выращиваемой культуры для увеличения продолжительности вегетационного периода;
  • изменения даты посева;
  • ротации культур с целью защиты от рисков;
  • поиски эффективности использования воды.

На практике эти решения означают:

  • переход к точному земледелию;
  • применение нулевой системы обработки почвы;
  • применение глубокого бурения для снабжения водой;
  • внедрение систем контроля за работой сельскохозяйственной техники;
  • организация хранения продукции на территории фермерского хозяйства;
  • чередование приоритетов: зерно, пастбища, сено.

Австралийский опыт в российских условиях

Поиски путей развития сельского хозяйства в условиях меняющегося климата важна и для российских аграрных регионов. Опыт австралийских фермеров, выращивающих урожай в условиях дефицита воды, безусловно полезен для регионов Поволжья и юга России.

Впрочем, и в России постепенно формируются несколько направлений развития агробизнеса в условиях меняющегося климата. Так, с точки зрения управления земельными ресурсами, это укрупнение хозяйств путем покупки или аренды земель хозяйств, прекративших свою деятельность, низкоэффективных крестьянских (фермерских) хозяйств, аренды земельных долей сельских жителей. Еще одно направление — углубление специализации различных категорий хозяйств. В лесостепной и степной зонах страны, например, следует сохранить специализацию на производстве зерна, сахарной свеклы, подсолнечника и продукции овцеводства. В Нечерноземной зоне и большинстве регионов Сибири и Дальнего Востока следует развивать молочное и мясное скотоводство, свиноводство и производство картофеля. Еще одной важной мерой является улучшение обеспечения средствами производства и поддержка сельскохозяйственных производителей.

Сами российские сельхозпроизводители и ученые накопили немало эффективных и доступных методик хозяйствования в условиях меняющегося климата. Важно разумно объединить традиционные и вновь наработанные рекомендации и сделать их доступными для всех сельхозпроизводителей.

Владимир Францкевич