Дачники и импортозамещение

М. К. 02.05.2017 в 10:20

 В растениеводстве дачники преуспели лучше государства

Толпы людей с горящими глазами присматриваются к почкам на саженцах и роются в развалах цветных пакетиков с семенами: "У вас остался огурец "зозуля"? А "изящный"? Голубика "патриот" еще есть? Помидоры "чухлома" закончились! А завтра будут?" Дачник — явление страстное и заразительное. По данным соцопросов — у 60 процентов из нас есть дачи. По подсчетам Минсельхоза, в России 18 млн подсобных личных хозяйств. Они занимают почти 13 млн гектаров. И эти одержимые землевладельцы вместе с крестьянскими фермерскими хозяйствами выращивают почти половину всей нашей сельскохозяйственной продукции. Правда, дачник плодами своего труда, как правило, не торгует, он съедает их сам, попутно подкармливая родных и близких. Его миссия в современном российском сельском хозяйстве в другом. Он, сам того не ведая, спасает от исчезновения исторические российские сорта и семена, обеспечивая таким образом и продовольственную безопасность страны, и сохранение прославленной отечественной семеноводческой школы, почти полностью разрушенной в 90-е.

Продавщица Вика на рынке "Садовод" в Мытищах дежурит около юных яблонек в контейнерах. Следит, чтобы кору не ковыряли и почки не трогали. "У нас только отечественные сорта плодовых деревьев и ягодных. На первом месте по популярности среди яблок "антоновка". Все хотят вкус детства у себя на участке воссоздать. Ну потом "белый налив", "коричневое полосатое". Грушу "лада" берут. Рассаду — огурцы, помидоры тоже отечественные сорта в основном продаем. Такой спрос".

Спрос спасает от смерти

В Советском Союзе была очень мощная система создания и распространения сортов овощей и фруктов. Выведенные институтами сорта много лет проходили проверку на специальных сортоиспытательных участках. В каждой области было по три таких участка. Один сорт, например, яблони на нем представляли 20 деревьев. Это были огромные коллекционные сады. Селекционеры сравнивали между собой сорта и выбирали из них лучшие — наиболее подходящие для определенной области. Их Министерство сельского хозяйства отдельными приказами утверждало и обязывало государственные питомники размножать. Для каждой климатической зоны, для каждого района были выведены свои сорта.

Сегодня государственных питомников практически не осталось. Коллекционные сады вытеснены коттеджными поселками. Где эти сотни сортов — морозостойких, невосприимчивых к вредителям, способных храниться по полгода? Есть очаги, где они сохраняются. На отдельных опытных станциях при институтах растениеводства. В Мичуринском саду при Тимирязевский академии, например, около 470 видов только яблонь. Некоторые сорта живы в Ботаническом саду МГУ. Ирина Исаева, доктор сельскохозяйственных наук, дочь знаменитого селекционера Сергея Исаева, который вывел 40 сортов яблонь, пытается сохранить его наследие в садах при различных монастырях. "Страшно представить, сколько сортов плодовых деревьев и других культур исчезли навсегда. Десятки! — сетует женщина.— Даже легендарный муромский огурец практически исчез. Вы не купите его на рынке. Этот сорт был известен с XIII века. Он очень ранний. Уже в первых числах июля появлялся. Но сейчас его продажа потеряла смысл с завозом дешевых иностранных огурцов из теплиц".

Иностранные овощи и фрукты, даже несмотря на курс импортозамещения, прочно заменили отечественные. По данным Ассоциации производителей, импортеров и экспортеров фруктов и овощей, импортируется до 40 процентов овощей и 70 процентов фруктов. Например, российские яблоневые сады сохранились в подавляющем большинстве только на юге. Крупнейший производитель в Краснодарском крае "Сад гигант" выращивает в основном иностранные сорта яблок и слив — "ред чиф", "гренни смит", "голден делишес". Где найти родные груши? Сливы?

Уцелевшие сорта, бывшие делом жизни советских ученых, действительно можно было бы считать музейными экспонатами, которые остались только в виде отдельных деревьев в университетских садах, если бы не дачники.

"Владельцы подсобных хозяйств экспериментировали и со временем поняли, что основу сада, например в средней полосе, должны составлять зимостойкие культуры",— говорит Владимир Викулов, заведующий Мичуринским садом, ведущий агроном Тимирязевской академии.

Владельцы заветных шести соток пережили пору быстрой наживы на дачной лихорадке. Когда в Подмосковье приезжали фуры с южными саженцами и однотипные пучки выдавали за все что угодно по желанию покупателя. "Антоновка" — пожалуйста. "Белый налив" — запросто. Но капризное дерево погибало в первый же мороз. Дачник, наученный горьким опытом, стал искать то, что может расти в климате его области. И спрос родил предложение. На смену погибшим государственным питомникам и сортоиспытательным садам пришли питомники частные. Сейчас в год они продают десятки миллионов саженцев. В Ассоциацию производителей посадочного материала входят 130 питомников от Калининграда до Уссурийска и от Архангельска до Крыма. "Мы на 80 процентов обеспечиваем садоводов-любителей посадочным материалом,— рассказывает директор Ассоциации производителей посадочного материала Ольга Таливанова.— И конечно, люди хотят районированные сорта, которые будут хорошо у них расти и плодоносить. И это отечественные сорта. Импортные у нас — это только декоративные сорта — ели, клены. Наши лесопитомники исчезли, и лесные декоративные деревья у нас на 90 процентов импортные. А вот все плодово-ягодные сорта — практически только отечественной селекции. Есть сорта старой селекции, есть новой. Яблони, груши, слива, абрикос, черешня, смородина, крыжовник, огурцы, помидоры — все наше".

На Свердловской опытной станции селекционер Леонид Котов в 80-х создал терпеливые к низким температурам груши. Они могут расти даже на Центральном Урале, но пока бизнес больше заинтересован в иностранных сортах. А вот дачники вплоть до Архангельска выращивают их. Современные садоводы стремятся размножать деревья, которые сажали еще их дедушки и бабушки. Появилась новая услуга "Сохрани свой сад". Например, в Мичуринский сад можно привезти черенок — там его привьют, размножат и отдадут перерожденный саженец. Старинный сорт продолжает жить.

Источник: https://www.kommersant.ru/